6-02-2018, 12:14

Поминовение духовных лиц, подписавших соборный акт 12 февраля (ст.ст.) 1839 года в Полоцке

По благословению Высокопреосвященнейшего Стефана, архиепископа Гомельского и Жлобинского, во исполнение Распоряжения по Белорусской Православной Церкви №1-02/49 от 27 декабря 2017г., в соответствии с решением Организационного комитета Белорусской Православной Церкви по подготовке и проведению в 2017-2019 годах юбилейных и памятных дат Белорусского Экзархата от 21 декабря 2017г года в преддверии празднования в 2018 году 220-летия со дня рождения и 150-летия со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) во всех приходах и обителях Гомельской епархии установить обязательное заупокойное поминовение духовных лиц, подписавших соборный акт 12 февраля (ст.ст.) 1839 года в Полоцке:
  • ежедневно, когда совершается Божественная литургия, во время совершения проскомидии (список имен прилагается);
  • в субботние и воскресные дни на заупокойной ектеньи и на панихиде (заупокойной литии) по окончании литургии по следующей формуле:

"(Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих) ...Преосвященных митрополита Иосифа, архиепископа Василия, архиепископа Антония и иных архипастырей, пресвитеров, диаконов и благочестивых мирян, в деле уврачевания разделения Церкви Христовой во Отечестве нашем потрудившихся, (и о еже проститися им всякое прегрешение вольному же и невольному)"

Список духовных лиц, подписавших соборный акт
12 февраля (ст.ст.) 1839 года в Полоцке

  1. Митрополит ИОСИФ (Семашко)
  2. Архиепископ АНТОНИЙ (Зубко)
  3. Архиепископ ВАСИЛИЙ (Лужинский)
  4. Архиепископ МИХАИЛ (Голубович)
  5. Епископ ФИЛАРЕТ (Малишевский)
  6. Епископ ИГНАТИЙ (Железовский)
  7. Игумен ИОАСАФ (Вышнский)
  8. Игумен ИОСИФ (Новицкий)
  9. Иеромонах ФАВСТ (Михневич)
  10. Иеромонах ПЕТР (Михалевич)
  11. Протоиерей ИГНАТИЙ Пильховский
  12. Протоиерей ИОАНН Конюшевский
  13. Протоиерей ЛЕВ Паньковский
  14. Протоиерей АНТОНИЙ Тупальский
  15. Протоиерей МИХАИЛ Шелепин
  16. Протоиерей ИППОЛИТ (Фердинанд) Гомолицкий
  17. Протоиерей КОНСТАНТИН Игнатович
  18. Протоиерей ИОАНН Щенснович
  19. Протоиерей МИХАИЛ Копецкий
  20. Протоиерей ПЛАКИД Янковский
  21. Протоиерей ИОАНН Глыбовский
  22. Иерей ГРИГОРИЙ Куцевич
  23. Иерей ИОАНН Щенснович
  24. Иерей ФОМА Околович
22-01-2018, 14:58

Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский (1798–1868): значение личности и деятельности.

Высокопреосвященный Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря (ст. ст.) 1798 года на Украине. Он происходил из старинного шляхетского рода, многие члены которого по сложившейся семейной традиции были униатскими священниками. Иосиф получил высшее духовное образование в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив после завершения обучения к несению церковного послушания, благодаря большим способностям, в 27-летнем возрасте он уже стал прелатом и занимал должность заседателя во 2-м (или иначе – униатском) департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т.е. участвовал в делах высшего управления униатской церкви в России.
22-01-2018, 14:53

Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение.

В начале XXI в. имя митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) известно лишь узкому кругу специалистов-историков. Между тем, это одна из самых масштабных фигур в конфессиональной истории Беларуси. Рожденный в униатстве, получивший польское воспитание и католическое богословское образование, митрополит Иосиф нашел путь спасения в Православии, и всю жизнь посвятил его возрождению в нашей стране после многовекового господства латинства. Его заслуги перед Церковью и белорусским народом неоценимы. Он был инициатором и главным совершителем возвращения к православному вероисповеданию полутора миллионов белорусских и украинских униатов, произошедшего в 1839 г., и в исторической литературе получившего название «воссоединение». С одной стороны, воссоединение униатов с православными является самым большим единовременным миссионерским приобретением Русской Церкви за более чем 1000-летнее ее существование. С другой стороны, оно остановило процесс денационализации белорусов, через унию уходивших в польское католичество и становившихся костельными поляками, освободило их от удушающего чуждого религиозного и культурного влияния, подтолкнуло к духовному и этно-культурному развитию и позволило в исторической перспективе построить суверенное государство. Без преувеличения, служение митрополита Иосифа – это слава Православия, живое свидетельство притягательности Истины, хранящейся в нем. Сверх того, именно высокопреосвященный Иосиф во многом заложил духовный фундамент современной белорусской нации и может с полным правом называться одним из ее «отцов основателей».

22-01-2018, 13:38

ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАЗДНЕНИЯ УНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1839 г.

Упразднение Брестской церковной унии, произошедшее на Полоцком Соборе 1839 г., представляет собой масштабное историческое событие, далеко выходящее по своему значению за рамки исключительно церковной истории белорусско-украинско-литовских земель. Оно стало результатом сложного взаимодействия разнородных факторов и имело несколько предпосылок. В православной и католической историографиях неоднократно предпринимались попытки определения причин и условий разрыва Брестской унии на территории Российской империи.
22-01-2018, 13:05

Предпосылки успешного разрыва Брестской Унии на территории Российской империи в 1839 году

Католические и настроенные националистически современные белорусские авторы, а также такие православные историки, как Г. Шавельский, И. Смолич и др., главным фактором успеха ликвидации Унии в пределах России в 1839 г. считают участие в этом деле властей Российской империи. Несомненно, Полоцкий собор не мог бы состояться без вхождения белорусских и украинских земель в состав России. В то же время, внимательное изучение процесса подготовки воссоединения униатов с православными приводит к выводу о том, что император Николай I и ответственные за подготовку разрыва Унии правительственные чиновники не сумели поставить предложенный архиереем-воссоединителем митрополитом Иосифом (Семашко) проект на прочный организационный фундамент, а также не проявили достаточной компетентности, твердости и последовательности в его реализации.
22-01-2018, 13:03

Экклезиологические взгляды митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) и их происхождение

Согласно православной экклезиологии, прием в Православную Церковь новых членов возможен только на основании недвусмысленно выраженного желания самих людей. Для Православной Церкви и российского правительства в начале XIX в. Уния представляла собой часть Католической Церкви. К униатам относились как к полноправным католикам. В идеале они должны были приниматься в Православие по третьему чину[1], т.е. отречением от прежнего заблуждения, раскаянием в личных грехах, исповеданием православного Символа Веры, особых молитвословий и епископского разрешения от грехов[2]. В отношении белорусских и украинских униатов в обстоятельствах первой трети XIX в. такую процедуру можно было осуществить при частном присоединении (с одним человеком или с группой людей), но не в целом с полуторамиллионным церковным объединением, находившимся под очень мощным влиянием Латинства и полонизма. Легитимный с точки зрения православной экклезиологии путь общего воссоединения греко-католиков с Православием мог заключаться в том, чтобы Униатская Церковь сама в лице иерархии, духовенства и представителей мирян соборно вынесла решение о своем Православии и просила Русскую Церковь о каноническом подчинении и евхаристическом общении. Этот путь в реалиях жизни русского Греко-католицизма первой трети XIX в. был неосуществим. Поэтому можно говорить, что в сложившихся исторических обстоятельствах и в границах православного вероучения ликвидировать Унию общим воссоединением было невозможно.
21-01-2018, 16:16

Митрополит Иосиф (Семашко): личные и религиозные мотивы деятельности, направленной на разрыв Брестской унии

Митрополит Иосиф, как главный инициатор и совершитель воссоединения униатов с православными, несет полную личную и религиозную ответственность за исчезновение существовавшей в первой трети XIXв. на территории современной Белоруссии полуторамиллионной Униатской Церкви. Никто из православных исследователей его жизни и деятельности не сомневался в чистоплотности личности владыки и бескорыстии его действий. Сомнения в этом выражали некоторые современники высокопреосвященного из числа либерально настроенных общественных деятелей, высших российских сановников и даже высшего православного духовенства. Для католиков же и для тех, кто видит в унии национальную религию белорусов, митрополит Иосиф был и навсегда останется ренегатом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
21-01-2018, 15:27

Проект общего воссоединения униатов с православными в Российской империи: первоначальный план.

История разрыва унии в пределах Российской империи в 1839 г. привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных как церковных, так и светских исследователей. В их числе М. Коялович, И. Чистович, И. Наумович, Г. Киприанович, Н. Извеков, М. Морошкин, Г. Шавельский, Ю. Крачковский, М. Радван, В. Теплова, М. Носко, С. Морозова, Е. Филатова, Е. Миронович, Э. Ликовский и другие. Между тем нельзя сказать, что все аспекты этой темы получили достаточное освещение и на все заключающиеся в ней вопросы получены удовлетворительные ответы. Одной из проблем остается выявление и анализ планов, которые были положены в основание проекта общего воссоединения униатов. Их было два. Первый реализовывался в 1828-30 гг. Второй был предложен в 1832 г., но его приведение в действие имело место уже после Полоцкого собора 1839 г. Оба эти плана были тесно генетически связаны, однако довольно значительно отличались друг от друга некоторыми сторонами подхода к делу. Первоначальный план вызывает особый интерес, поскольку он являлся базовым и в нем в наибольшей степени отражены общие представления тех лиц, усилиями которых уния была разорвана.

21-01-2018, 14:19

Разные экклезиологические подходы к разрыву Брестской унии на территории Российской империи в 1839г.

12 (по ст. ст.) февраля 1839 г. на соборе униатского духовенства в Полоцке союз с Римом части белорусско-украинской церкви был объявлен недействительным. В результате более полутора миллионов католиков восточного обряда, проживавших на территории российского государства, вошли в состав Русской православной церкви. Полоцкий собор не был спонтанным событием. Он имел одиннадцатилетнюю предысторию. Поскольку с богословской точки зрения уния по преимуществу представляет собой экклезиологическую проблему, наиболее интересно выявить разные экклезиологические подходы, лежавшие в основании ликвидации унии, и коллизии при их применении.